Что делать? Консалтинговая компания «BenchMark Consulting» (далее, BMC) предлагает новый подход к развитию МСБ республики, через ускоренное развитие 4-х секторов
Каждый согласится, что повседневная учебная деятельность школьника требует изрядной умственной активности. Но есть в школьной жизни особая пора, которая и активности требует особой, повышенной, –
Финансовый аналитик Айдархан Кусаинов уверен, что в падающем тенге легко найти позитив, пишет газета «Время» .
На территории Тюлькубасского района планируется построить плодоовощной логистический центр. Об этом стало известно в Варшаве 19 июня 2015 года в ходе совещания, посвященного
В Казахстане введен временный запрет на ввоз и реализацию пищевой продукции кыргызских и российских производителей. Результаты лабораторных исследований показали неоднократное нарушение
Казахстанские фермеры войдут в кооперативы по производству молока, чтобы конкурировать с зарубежными производителями .
Как сообщил министр национальной экономики Ерболат Досаев, в этом году рост сферы услуг снизится до 2,2%. И хотя это выше общего увеличения ВВП (на 1,5%), все равно выглядит почти провалом.
Ведь последние годы сфера услуг росла ускоренными темпами, в результате чего ее доля в ВВП превысила половину и сейчас достигает уже 54%. В начале 2014 сфера услуг была названа главным драйвером экономики. По словам главы экономического ведомства, прирост ВВП на 65% был обеспечен за счет сектора услуг. Некоторые из его составляющих росли двузначными темпами - в частности, торговля и связь.
Но уже через несколько месяцев глава государства назвал даже такой рост недостаточным, поручив правительству целенаправленно заняться развитием сферы услуг, особенно повышением в ней производительности труда. В итоге была подготовлена программа по развитию сферу услуг до 2020, которая недавно увидела свет.
В ней поставлена цель увеличить долю сферы услуг в экономике с нынешних 54% до 60% через 5 лет. Количество занятых вырастет с 4,8 млн человек до 5,6 млн. Это еще не позволит Казахстану стать страной с сервисной экономикой, поскольку для этого доля услуг в ВВП должна достигать80%. Тем не менее, чтобы нарастить долю в ВВП сразу на 6%, услугам потребуется расти опережающими темпами. А прогнозируемые 2,2% этому совсем не соответствуют. Пессимизм правительства становится понятен, если изучить содержание программы развития услуг, которая охватывает девять основных секторов.
Так, торговле для развития предлагается «модернизация рынков». Но если вы думаете, что под этим подразумевается улучшение стандартов обслуживания, то глубоко ошибаетесь. Речь идет исключительно о повышении собираемости налогов. Для этого на рынках вводится обязательная кассовая зона. «Ввоз товаров на территорию базара и вывоз с нее может быть осуществлен только с прохождением контроля и учета», - говорится в программе. При этом оплата товаров должна осуществляться только в централизованной кассе. Разработчики отмечают опыт Финляндии, где такие меры помогли увеличить налоговые поступления от рынков на 9%.
Помимо модернизации базаров, государство намерено поддерживать развитие франшизных программ для «эффективного партнерства между профессиональными ретейлерами и местными производителями». При этом меры поддержки не указываются - есть только отсылка на некий «успешный опыт Малайзии». Для укрепления прямых связей между производителями и ретейлерами также предусмотрено создание платформы B2B по опыту Гонконга, где она объединяет1 млн покупателей и 120 тыс. поставщиков.
Между тем, государство пока что не сумело создать эффективной системы электронных закупок даже для самого себя. Госзакупки по-прежнему остаются символом неэффективности и коррупции, а ведь это – тот же сектор услуг. Поэтому намерение государства создать торговую платформу для частного сектора торговли выглядит как минимум странно. Скорее, наоборот, частников следует попросить помочь государству предложить нормальную модель закупок, в том числе электронных.
Что касается транспортных услуг, то основные направления их развития и так уже определены в программе «Нурлы жол». Поэтому ни одного серьезного предложения разработчикам внести не удалось - не относить же к таковым инвентаризацию складов и введение единого транспортного документа для мультимодальных перевозок.
То же самое и с туризмом, новые программы развития которого пишутся у нас чуть ли не ежегодно. Поэтому программа услуг не смогла предложить ничего, кроме развития детско-юношеского туризма… с привлечением молодежного крыла партии «Нур Отан», а также таких «бородатых» идей, как обучение гидов и создание единого call-центра для туристов.
В сфере операций с недвижимостью в программе конкретных предложений нет вообще. Обещано лишь разработать предложения по развитию инвестфондов недвижимости для привлечения физических и юридических лиц в качестве инвесторов.
В секторе финансовых услуг предусмотрено работать над повышением финансовой грамотности. Надо полагать, что только это и сдерживает наш рынок финансовых услуг, – других проблем у него, видимо, нет. На самом же деле давно уже понятно, что все попытки наладить финансовый ликбез силами государства бессмысленны, и его потуги просвещать народ при помощи билбордов и сайтов, на которые никто не заходит, не вызывают ничего, кроме горькой ухмылки (потому что все это делается на наши деньги, так что тут совсем не до смеха).
В целом программа получилась эклектичной, объединяя сферы услуг, которые теоретически между собой взаимосвязаны, но в видении их развития это никак не отразилось. Целостного механизма для всей сферы услуг не получилось. Отдельно по каждому виду услуг что-то принципиально новое родить тоже не удалось – все уже продублировано в соответствующих отраслевых программах.
Зачем нужна такая программа – непонятно. В ней нет даже анализа развития сферы услуг, содержащего постановку проблем и выявление их причин.
Между тем, есть сферы, которые достойны отдельной проработки, где есть резервы для роста. В 2013 году импорт услуг достиг $12 млрд, при этом 54% приходится на профессиональные услуги. Последние представляют собой геологоразведку, инжиниринг, бухгалтерские и аудиторские услуги, львиная доля которых так или иначе связана с сырьевым сектором. Свыше $6 млрдежегодно уходит на оплату иностранным сервисным компаниям, поскольку казахстанские конкурировать с ними не в состоянии.
Впрочем, вывод денег из страны – лишь одна часть проблемы. Другая заключается в том, что неразвитый рынок профессиональных услуг влечет их низкое качество, а также ограничение возможностей за его контролем (сложно контролировать то, в чем сам не разбираешься). Мы видим, что слабое развитие нефтесервиса – от разведки до обслуживания скважин - это главная причина нынешнего положения нефтегазовой отрасли, когда мы не находим новых месторождений, не можем довести до ума уже открытые, не в состоянии повысить нефтеотдачу на действующих промыслах. В результате - позорное снижение нефтедобычи.
Парадокс - в программе развития услуг прописываются такие нюансы, как: на базарах должны стоять устройства для считывания штрих-кодов, нужно разработать туристическое приложение для смартфонов и т.д., но при этом обходится стороной самый значимый сектор услуг - нефтегазовый сервис. Единственное упоминание – это предложение привлечь компании международного уровня для создания СП.
Таким образом, мы не то что не готовы, а даже не представляем, как и чем заменить импорт профессиональных услуг, и не формулируем подобную задачу. Хотя это единственное, чем должно заниматься государство в сфере услуг, – вместо того, чтобы регулировать вынос покупок с базаров.
Зато наши амбиции простираются на экспорт услуг. За 2013 на услуги пришлось 6% казахстанского экспорта. Цифра вроде бы небольшая, но в абсолютном измерении она составляет $5,4 млрд. Из этого объема 82% приходится на транспортные и туристические услуги (почему их объединяют в одну категорию – загадка века, поскольку транспорт по оборотам несоизмерим с туризмом). За красивым термином «экспорт транспортных услуг» стоит банальное использование грузоотправителями-нерезидентами наших железных дорог и трубопроводов для вывоза добываемых ими нефти, газа, руды и другого сырья либо транзита по нашей территории.
В программе ставится цель к 2020 удвоить экспорт услуг. Хотя индикатор определен совершенно конкретно, меры по его достижению совершенно расплывчатые. Например, отмечается, что необходимо повышать экспортный потенциал ИТ-услуг. Но для того, чтобы что-то повышать, нужно сначала это «что-то» создать.
Экспортный потенциал также планируется повышать в образовании. Единственным основанием для этого называется успешный опыт Австралии, которая за 10 лет увеличила число иностранных студентов в 6 раз. То есть логика простая: австралийцы смогли - а мы чем хуже?
Вот, собственно, и всё. Иных предложений по развитию экспорта казахстанских услуг не имеется. Поэтому если он и будет расти, то лишь за счет транспорта и явно не благодаря усилиям правительства. Всё будет зависеть от динамики экспорта сырья, а также от того, насколько Казахстан сможет использовать свои транзитные возможности, созданные за счет введения новых транспортных маршрутов. Очевидно, правительство рассчитывает, что запуск добычи нефти на Кашагане увеличит её перевозки, также грузооборот вырастет за счет железной дороги на Иран и запуска автомобильного коридора «Западный Китай – Западная Европа». За счет этого экспорт услуг вполне может удвоиться.
Однако, несмотря на это, к 2020 услуги так и будут оставаться приложением к сырьевым отраслям и являться производной от их состояния, но никак не самостоятельным сегментом экономики. И уж тем не более не значимым экспортером. Именно этим и объясняется ожидаемое резкое замедление темпов роста сферы услуг.
Об авторе
Тимур Исаев, экономист (Астана)